Рим — День 3 (Музей Ватикана, Сикстинская капелла, Собор Святого Петра)

Ни в каких гайдах вы не найдете, что Музеи Ватикана могут понравиться детям, особенно маленьким. В отзывах пишут про толпы, про невозможность протиснуться с коляской или подойти с детьми к шедеврам поближе. Что же на самом деле? На деле наши дети тормозили меня в залах со словами «Мы еще не посмотрели весь Египет!», когда я уже хотела бежать вперед. Коляска ехала везде, кроме лестниц конечно же)), а подошли мы, наверное, к большему количеству экспонатов, чем когда ходили сами.

Утром такси привезло нас как бы к музею. По факту оказалось, что до музея еще 15 минут пешком. Все потому, наверное, что такси не могло заехать на территорию Ватикана. Зато с утра мы увидели вблизи собор Святого Петра. В него мы собирались после музеев Ватикана. Я поразилась громаднейшей очереди в собор. Приоритетных «билетов» туда не купить, только если с группой. Билеты в Музеи Ватикана у нас были с приоритетом на 11 30 утра. Билеты нужно купить на сайте музея заранее. Если на сайте уже нет – другие туристические провайдеры в помощь. Мы покупали через GetYourGuide. Вообще не стояли в очереди, прошли легко через отдельный вход. В музее есть гардероб.

Долго думали брать или не брать аудио-гайды, и если брать – то какие. В результате взяли 4 детских, чтобы останавливаться у одних и тех же экспонатов. Детский гайд оказался очень интересным даже для нас взрослых. Как бы «интересные факты» и самые основные и известные экспонаты.

Музей или Музеи Ватиканакомплекс музеев, расположенных на территории государства Ватикан. Их коллекции созданы римскими папами и содержат художественные работы классических мастеров, включая произведения эпохи Возрождения.

Музеи основаны папой Юлием II в начале XVI века. В маршрут по музеям Ватикана входят Сикстинская капелла с потолочными росписями Микеланджело, и станцы, оформленные Рафаэлем. В 2013 году музеи Ватикана посетило 5,5 млн человек, что поставило их на пятое место среди самых посещаемых музеев.

Музеи насчитывают 54 галереи, или зала, среди которых Сикстинская капелла является последней.Ватиканская пинакотека

Гайд повел нас первым делом в музей Pinacoteca. Ватиканская пинакотека (итал. Pinacoteca Vaticana) — один из музеев Ватикана – коллекция произведений живописи.

На фото ниже копия скульпторы Микеланджело Пьеты что стоит у входа. Пьета — иконография сцены Оплакивания Христа девой Марией с изображением Богоматери с мёртвым Христом, лежащим у неё на коленях. Оригинал высечен 24-летним Микеланджело из мрамора и выставлен в соборе Св. Петра. Это единственная подписаная Микеланджело скульптура. Триптих Стефанески (фото ниже) был написан Джотто ди Бондоне для главного алтаря Собора св. Петра в Ватикане, построенного при императоре Константине по повелению кардинала Якопо Каэтани Стефанески — заказчика всех работ Джотто. Алтарная картина написана как с лицевой, так и с оборотной стороны, чтобы ее видели и Папа, восседающий на троне в апсиде, и верующие за ходом литургии со стороны нефа. 

Детский гайд было слушать намного интереснее, чем описано в википедии. Например, рассказывающий говорил: «А как ты думаешь, почему вот этот человек в центре стоит в красном плаще? А зайди с обратной стороны – видишь, и тут картина» и т.п., ну чуть более «литературно». Я так не перерасскажу )))Музицирующие ангелы Мелоццо да Форли. Как я помню из гайда, фреска была повреждена во время реконструкции купола (вот он изображен ниже), ангелов спасали по одному и потом разместили как отдельные произведения на стене. Это гобелены или картон для гобеленов Рафаэля: Картина на фото ниже «Мадонна ди Фолиньо» Рафаэля — написана в 1511-12 годах маслом на дереве, в 1802 году переведена на холст. Это произведение предшествует такому шедевру всех времен и народов, как Сикстинская Мадонна. Картина была заказана папским историком и секретарем Сиджизмондо деи Конти для римской церкви Санта Мария Арачели в 1511 году в честь избавления от смерти, когда в его дом в Фолиньо упал метеорит.

В левой части картины изображен святой Иоанн Креститель и Франциск Ассизский. В правой святой Иероним с коленопреклоненным Сиджизмондо, устремляющим полный благодарности взгляд на Мадонну с младенцем. Мария с младенцем Христом парит в облаках на фоне золотого диска, олицетворяющего Ее небесную славу (другое название картины Мадонна в Славе),в окружении херувимов. В центре расположен красивый ангел держащий табличку, в которую, в соответствии с пожеланиями заказчика, должно было быть написано посвящение, поясняющая причину написания картины. Сиджизмондо умер, не оставив распоряжений о содержании надписи, но цель хорошо понятна и без этого, так как в нижней части полотна видны метеорит и молния, падающие на здание городка.

Леонардо да Винчи: незаконченная картина «Св. Иероним»(ок. 1482 г.) Удивительно, но рядом почти не было посетителей, я же с удивлением прочитала табличку о том, что это реальный оригинал Леонардо да Винчи.Пост будет, видимо, очень длинный. Но сразу хочу сказать, что если прочитать хоть немного подробнее про ЛЮБУЮ картину или статую, то открывается столько интересных фактов, что можно зачитаться на часы. Я кратко опишу только самые основные.

Ангелы Бернини, если не ошибаюсь. Можно послушать гайд сидя на местах для отдыха. Венцель Питер — Адам и Ева в Эдемском саду: Это был очень краткий обзор живописи.

Григорианско-египетский музей

На фото ниже погребальная стела Ирия с ложной дверью. Погребальные стелы, по словам самих египтян, служили для «оживления имени» умершего и обеспечения жизни в загробном мире. Изображенный в процессе получения подарков и подношений от членов своей семьи, покойный всегда появляется сидящим за накрытым банкетным столом. Эта стела принадлежала Ири-эн-ахти, известному как Ири. В гайде рассказывалось где именно написано его имя. Если ничего не путаю — вверху на «дверью» и слева вертикально внизу, 3 одинаковых символа..  Про этого «веселого» парня ниже точно было что-то в гайде ))  Оригинальный папирус: Египтяне уделяли особое внимание строительству и украшению гробницы, считая ее «домом вечности», где умерший возродится и где сохранится все, что могло быть необходимо для безмятежной загробной жизни.
В этой комнате также выставлены две мумии, что свидетельствует о большой заботе, с которой египтяне заботились о сохранении тела, что является обязательным условием для входа в будущую жизнь. Вот кто это — женщина или мужчина? Если я все правильно помню то желтой краской красили мужчин, а красноватой — женщин. Маленькие фигурки ложили рядом с саркофагом. Они служили заместителями умершего, как бы его будущие слуги в загробном мире.Пока про всех не прослушали, дети не вышли, мы даже вернулись специально, чтобы Тимур дослушал 3 отрывка. Статуя богини Сехмет, изображалась женщиной с головой львицы.Перемещаемся в…

Музей Пио-Клементино

Музей Пио-Клементино (итал. Museo Pio-Clementino) — один из музеев Ватикана во дворце Бельведер. Музей основан по поручению папы Климента XIV (1769—1774) и Пия VI (1775—1799) с целью хранения произведений искусства античного Рима.

В Википедии просто отлично описан этот музей, с фотографиями и кратким описанием. Например, про внутренний дворик.

Если я ничего не путаю, то это Нептун:

На фото ниже мраморная группа «Лаокоон и его сыновья». В 1506 году в Риме была найдена знаменитая античная статуя «Лаокоон и его сыновья», но несколько её фрагментов отсутствовали. Главный папский архитектор предложил скульпторам представить своё видение, как должна выглядеть недостающая правая рука Лаокоона. Микеланджело предположил, что она должна загибаться за плечо, но выиграл конкурс Якопо Сансовино, считавший, что руку нужно вытянуть вверх в героическом жесте. Статую восстановили в таком виде, и только в начале 20 века неподалёку от места её находки была обнаружена согнутая мраморная рука, совпадающая с гипотезой Микеланджело и признанная специалистами частью оригинальной композиции. Сегодня в музее Пио-Клементино именно этот фрагмент прикреплён к плечу Лаокоона.

Почему-то я не сфотографировала Аполлона Бельведерского. Поэтому фото из википедии. Кстати, только после посещения музея я поняла, что значит Бельведе́рский. В 1511 году статую Аполлона перенесли в антикварий, в октогональный (восьмиугольный) двор (Сortile ottagonale), или «Дворик статуй» (Cortile delle Statue), построенный архитектором Донато Браманте) в Бельведере Ватиканского дворца, рядом со скульптурной группой «Лаокоон и его сыновья». Отсюда её название: Аполлон Бельведерский. Отсюда и Торс Бельведерский..и т.п. Восьмиугольный двор — это и есть этот двор, где мы стоим.И вот еще интересный факт: В 1797 году Наполеон Бонапарт, захвативший Италию, по условиям Толентинского мирного договора отправил статую Аполлона Бельведерского (вместе с другими шедеврами античной скульптуры, среди которых были «Бельведерский торс», «Лаокоон и его сыновья» и многие другие) в Париж, в музей Лувра. После падения Бонапарта в 1815 году скульптура вернулась в Ватикан.

Гермес мне видимо понравился больше, его я сфотографировала.Персей. Держит голову Горгоны Медузы в руках — чудовище с женским лицом и змеями вместо волос. А вот я позирую у мандарин во дворике))) Не Персей я и не Гермес, но меня муж фотографирует охотнее.Далее все тот же музей, но другой зал. В зале животных (итал. Sala degli Animali) находится самое богатое в мире собрание античных скульптур, изображающих различных животных (около 150 статуй) из цветного и белого мрамора и алебастра. Подойти ближе нельзя. 

Далее проходим в зал, в центре которого стоит бельведерский торс  — часть мужской фигуры с утраченными головой, руками и ногами ниже колен. Изготовлен из мрамора в I веке до н. э. Из википедии. Скульптурой как «очень необычной фигурой» восхищались художники и знатоки уже в XVI веке. С неё делали множество рисунков и гравюр, пытались реконструировать целое. О Бельведерском торсе восторженно отзывался Микеланджело. Он восхищался скрытой мощью и рельефом мускулатуры. Легенда гласит, что папа Юлий II приказал Микеланджело завершить это произведение, добавив голову, руки и ноги. Художник якобы отклонил такое предложение, посчитав торс художественно завершённым и таким совершенным творением, чтобы его можно было как-то дополнить или изменить. Однако, безусловно, многие фигуры в росписи Сикстинской капеллы в Ватикане, созданные гением Микеланджело, возникли под влиянием могучей пластики Бельведерского торса. 

Как я писала выше — только начнешь читать про что-то подробнее, и можно зачитаться на часы. Ведь эта сидящая фигура потом действительно повторяется в Сикстинской капелле, а может еще и в Мыслителе Родена? Я совершенно не искусствовед, но про торс и его влияние на Микеланджело можно наверняка прочитать тонны книг.

Какая фигура вам кажется эталоном красоты? Вот такая сильная, крупная, мускулистая? Или Аполлон? Мне кажется, Аполлон все-таки был юношей. И считать его идеалом мужской фигуры как-то не верно. Но опять же, ни на что не претендую.

Как мог выглядеть весь человек было показано на информационной табличке: В залах музея начинает увеличиваться плотность туристов. Здесь, например, вместо белой ширмы должен стоять бронзовый Геркулес. Ниже мое фото года так 2010го. В центре зала находится огромная монолитная порфировая чаша.Только представьте, что я не описала каждую из статуй в этом зале. Да и вообще все скульптуры, что окружали торс…Я пишу только про самое-самое…Или по то, что у меня на фото. Причем фото я также отобрала ))

Ниже — мозаика на полу из Зала греческого креста. III век. Дальше мы пошли вслед за толпой и сбились. И почти «бегом» прошли какой-то огромный этаж, где были тысячи ваз и всяких экспонатов. У меня в посте будет 1 ваза ))   Дальше были мраморный зал с бюстами, потом с колоннами, потом с гобеленами, потом с огромными географическими картами, потом фрески Рафаэля, и только потом проходя вниз и вверх по коридорам мы оказались в Сикстинской капелле. Поэтому наберитесь терпения ))) Вот тут было очень красиво и вообще не людно. Я могу ошибаться, но кажется на фото выше был зал муз.    Что рассказывал нам гайд я уже не вспомню )) Но, наверняка, помнит Сергей и дети )) У меня остался в памяти только этот роскошный пол и потолок.

За залом с колоннами находится зал с гобеленами.

Одной из достопримечательностей Ватикана является знаменитая Галерея гобеленов, созданная по первоначальным рисункам известного мастера кисти Санти Рафаэля. Всю серию гобеленов создавали в лучшей мастерской того времени — мастерской Питера Ян Алеста в Брюсселе (с 1517 по 1521 гг.).

В полусумрачном свете длинного коридора галереи выставлено 10 гобеленов, раскрывающие основные библейские сюжеты Ветхого и Нового Заветов. По краям каждого гобелена увековечен герб папы Льва X — заказчика этих работ.

Как современники Рафаэля, так и все последующие поколения поражались искусностью и профессионализмом мастеров ткацкого дела. Ведь перед нами не картины, а гобеленовые полотна.

Художник понимал, что его постоянно будут сравнивать с другим мастером — Микеланджело и поэтому все рисунки для гобеленов созданы в определенном стиле, характерным для него: преувеличение фигур над пейзажам, уделение внимание деталям.

Кажется внизу сюжет про то, как царь Ирод приказал убить всех младенцев. Про это детский гайд точно не рассказывал.

Когда кажется, что роскошней уже ничего представить нельзя, вы просто переходите в новую галерею и слепнете еще больше. Одна из самых красивых галерей на мой взгляд –  галерея географических карт. И мы ее не пробежали, а даже прослушали 2 или 3 отрывка из гайда.

Галерея возникла в 1578—1580 годах, для чего западное крыло Бельведера было увеличено на один этаж под руководством архитектора Папского дворца (с 1577 года) Оттавиано Маскерино (итал. Ottaviano Mascherino). Галерея представляет собой коридор длиной 120 м и шириной 6 м. Она расписана 40 географическими картами с изображением бывших владений Католической церкви и важнейших регионов Италии в эпоху папы Григория XIII. На некоторых картах показаны виды отдельных городов, островов и владений церкви.Сложно представить что все эти 40 огромных карт (5.5 на 4.5 метра), с потрясающей точностью и мелкими деталями были нарисованы всего за 1.5 года между 1580 и 1582 годами. И google map тогда не было, и дроны не летали… я показываю пальцем на главного художника, Игнацио Данти, если я ничего не путаю. Там в лодочке он изобразил сам себя. Конечно у него были помощники-художники..но все же! Было интересно найти карту Рима. Она как бы маленькая в уголке одной из больших карт. 

И вот когда вы думаете, что лучше ничего быть не может вы переходите в квадратные залы с фресками Рафаэля. Удивительно, но про Египет в детском гайде было 4 или 5 треков. А про Рафаэля – ничего!

Если кратко – то это 4 помещения, расписанные фресками. Очень красиво, но очень людно. В этих небольших залах надолго останавливаются экскурсионные группы, посетители с аудио-гайдами и рассредоточиться там негде. Поэтому и в прошлый раз, и в этот почему-то остались совершенно скомканные впечатления. И еще, наверное, потому, что не было аудиогида.

Ста́нцы Рафаэля (итал. Le Stanze di Raffaello — комнаты Рафаэля, от итал. stanza — местопребывание, помещение, комната) — анфилада из четырёх помещений на третьем этаже Папского дворца в Ватикане. В анфиладу входят три небольших зала (8 Х 10 м) и ещё один, большего размера, называемый Залом Константина. Известны в истории искусства тем, что в 1508—1517 годах были расписаны фресками выдающимся художником эпохи Возрождения Рафаэлем Санти вместе с учениками.

Комнаты были построены в правление папы Николая V (1447—1455). Росписи ватиканских станц составляли важную часть честолюбивых намерений и грандиозных планов папы Юлия II (1503—1513) по перестройке Ватиканского дворца и собора Святого Петра с целью продемонстрировать истинное величие церкви. «Верхние покои» старого здания Николая V не соответствовали этим задачам. Но Юлий II не пожелал использовать и жилые помещения этажом ниже, так называемые «апартаменты Борджиа», жилые комнаты Александра VI, где всё ещё витала тень ненавистных Борджиа. Новые апартаменты третьего этажа должны были превзойти своей роскошью все предыдущие. По проекту архитектора Донато Браманте (1503) новые апартаменты вместе с переходными галереями должны были замкнуть огромный, протянувшийся на 300 метров парадный двор Бельведер.

По совету Браманте росписи станц в 1508 году папа Юлий II поручил тогда ещё молодому и неизвестному живописцу из Урбино Рафаэлю Санти. В каждой станце имеются четыре композиции, занимающие каждая одну стену (две больших и две малых), не считая композиций на сводах и декоративных обрамлений. 

Вид из окошка такой, чтобы папе видимо было удобно было за своей «ласточкой» на закрытой парковке приглядывать. Фото из википедии пустой станции дель Инчендио ди Борго (Комната Пожара в Борго).

И вот после этих комнат Рафаэля вы идете по каким-то бесконечным коридорам, иногда спускаясь вниз и подымаясь вверх. И везде таблички – вы приближаетесь к Сикстинской капелле! Вы приближаетесь к Сикстинской капелле! Проходим какие-то современные и не очень выставки. Картины, скульптуры, витражи, опять картины…И вы все приближаетесь и приближаетесь… И наконец-то!! Па-бам! Мы тут.

Сиксти́нская капе́лла (лат. Sacellum Sixtinum; итал. Cappella Sistina) — бывшая домовая церковь в Ватикане. Построена в 1473—1481 годах архитектором Джордже де Дольчи по заказу папы римского Сикста IV, откуда и произошло название. Ныне Капелла — музей, выдающийся памятник Возрождения, используемый также для проведения конклавов, на которых кардиналы избирают нового папу римского. Хор Сикстинской капеллы — один из наи­бо­лее зна­чительных хо­ров современной Рим­ско-ка­то­лической церкви.

Свод капеллы, а также алтарную стену расписывал Микеланджело. Этот потолок, вернее его фрагмент с руками, знает каждый.Сперва обстановка нервическая. Толпа. Тут не стой, тут не сиди. Охранники зоркими соколами туда-сюда бегают и прямо-таки заставляют убрать камеры и не фотографировать, просят удалить сделанные фотографии. Фотографировать тут нельзя. Почему??? Не понятно…Все это создает сперва какое-то странное чувство. Но, нужно стать в середину, от места прохода, включить гайд и расслабиться. Парочку фото тайком мы конечно-же сделали. Как и миллионы других посетителей. Не знаю зачем создавать такой ажиотаж.

Только описанию этой капеллы можно посвятить отдельный пост. Я опишу, например, Сотворение Адама (сцена с руками на фото ниже). В бесконечном пространстве летит Бог-Отец, окружённый бескрылыми ангелами, с реющей белой туникой. Правая рука вытянута навстречу руке Адама и почти касается её. Лежащее на зелёной скале тело Адама постепенно приходит в движение, пробуждается к жизни. Вся композиция сконцентрирована на жесте двух рук. Рука Бога даёт импульс, а рука Адама принимает его, давая всему телу жизненную энергию. Тем, что их руки не соприкасаются, Микеланджело подчеркнул невозможность соединения божественного и человеческого. В образе Бога, по замыслу художника, преобладает не чудесное начало, а гигантская творческая энергия. В образе Адама Микеланджело воспевает силу и красоту человеческого тела. Фактически, перед нами предстаёт не само сотворение человека, а момент, в который тот получает душу, страстное искание божественного, жажду познания.Как вам кажется, красная туника вокруг Бога — это мозг? Или может это человеческая матка, и это как бы процесс рождения человека? И этот летящий шарфик зеленый — пуповина? А еще пишут, что у Адама одно лишнее ребро..В википедии описаны эти теории.«Страшный суд» (итал. Giudizio universale, букв. «Последний суд» или «Последний приговор») — фреска Микеланджело на алтарной стене Сикстинской капеллы в Ватикане. Художник работал над фреской четыре года — с 1536 по 1541. Микеланджело вернулся в Сикстинскую капеллу двадцать пять лет спустя после того, как завершил роспись её потолка. Масштабная фреска занимает всю стену позади алтаря Сикстинской капеллы. Темой её стало второе пришествие Христа и апокалипсис. «Страшный суд» считается произведением, завершившим в искусстве эпоху Возрождения. Центр всей композиции — фигура Христа-Судии с Девой Марией, в окружении толпы проповедников, пророков, патриархов, сивилл, героев Ветхого Завета, мучеников и святых. Дева Мария, которая со смирением отвернула лицо: не вмешиваясь в решения Судии, она лишь ждёт результатов. 

Очень необычный Христос, правда? Такой мускулистый, не утонченный, без бороды и почти голый.У ног Христа художник поместил Лаврентия с решёткой и Варфоломея, возможно, потому, что капелла была также посвящена этим двум святым. Варфоломей, которого можно узнать по ножу в руке, держит содранную кожу, на которой, как считается, Микеланджело нарисовал свой автопортрет. Иногда это принимается за аллегорию искупления греха. Лицо же Варфоломея иногда считается портретом Пьетро Аретино, врага Микеланджело, оклеветавшего его, в отместку за то, что художник не принял его советов при работе над «Страшным судом». Выдвигалась также гипотеза, получившая широкий общественный резонанс, но опровергаемая большинством исследователей, что Микеланджело изобразил себя на содранной коже, в знак того, что он не хотел работать над фреской и исполнял этот заказ под принуждением.Я эти 2 фигуры не случайно выделила из тысячи других. Ничего не напоминают? А мне уже напоминают ))) Бельведерский торс!

Я не берусь описывать подробно капеллу, только покажу еще пару наших фото. Это противоположная сторона. Еще интересный факт напомледок: об избрании нового понтифика оповещают белым дымом из печной трубы над Сикстинской капеллой (иначе дым чёрный). Дым образуется от сжигания дров с добавлением специального красящего вещества, придающего оттенок дыму. Этот порядок был утвержден на Втором Лионском соборе (1274).

Впечатленные капеллой, прослушавшие 3 ли 4 трека аудигайда, мы направились к выходу из музея. Но про так выйти нельзя. Впереди еще несколько галерей с сокровищами святой церкви. И, наверное, 3 или 4 сувенирных магазина. Как ты мама ножку ставишь?  Устала! Это какие-то личные шкафчики, типо как школьные )) только для святых служителей. Пришли в 11 30, а сейчас на часах 15 29. Это, действительно, минимум — 4 часа на посещение.  Не было фото входа и выхода. Ниже — приоритетный вход. 

Ну, что сказать такого обобщающего про музей. Конечно, это все грандиозно, великолепно, стоит увидеть и совершенно не стоит бояться идти туда с 3 мя детьми. Даже такими маленькими как Эмилия. Да, местами людно, но не критично. Рассмотреть шедевры никто не помешает. В музеях такое количество мировых шедевров, что только проход по основным экспонатам занял 4 часа.

Что добавляет ложку дегтя, это осознание того факта какими принципами руководствуется святая католическая церковь, как укрывает преступников, как эти все роскошь и богатство были получены. Лучше об этом не думать.

А мы идем к собору Св. Петра — католический собор, центральное и наиболее крупное сооружение Ватикана, вторая по площади христианская церковь в мире. Одна из четырёх великих папских базилик Рима и церемониальный центр Римско-католической церкви.  Над его созданием трудилось несколько поколений великих мастеров: Браманте, Рафаэль, Микеланджело, Бернини, Мадерна Перед собором все та же огромная очередь, может чуть поменьше. Стоять около часа. Но как-то очень приятно просто побыть на свежем воздухе после дня в помещении, и мы стоим по очереди, а дети отдыхали на ступеньках рядом. Эмилия уснула в коляске, я и Тимур сбегали в прекрасное кафе, купили пиццу, шикарные пирожные. Час пролетел за мини обедом незаментно.  Какие красивые сосны на холме…  Где-то отсюда виден дым при выборе папы: Пять фактов о церкви из Интернета:

  • Это самая большая церковь в мире.
  • Она построена на вершине древнего некрополя.
  • Строительство церкви заняло более 100 лет.
  • В ней хранятся бесценные произведения искусства.
  • Она является местом проведения важных религиозных церемоний.

Это действительно просто огромадная церковь. Как стадион, только в форме креста. Четырьмя огромными лучами расходятся залы. В базилике Святого Петра более 100 гробниц. Среди них 91 гробница бывших пап и гробницы императора Священной Римской империи Оттона II и шведской королевы Кристины.

Вот эти мощи на виду наверное не являются гробницами? Я не очень разбираюсь. Таких святых было несколько. Потрясающий купол. Балдахин Святого Петра: Близко в тот день, когда были мы, подойти было нельзя, фото отсюда.

Я совершенно далекий от религии человек. И в церквях, даже таких огромных (вмещает до 15 тыс человек) не чувствую какого-то особого трепета. Я задумалась больше над тем, какой огромадной властью обладает понтифик. Это даже не президент какого-то государства, а правитель ВСЕХ католиков на Земле, примерно 18% вообще всех жителей Земли, жителей Азии, Бразилии, Европы… Вот он вещает с этого своего балкончика тут на весь мир … Как можно родиться обычным человеков и в какой-то день стать Папой Римским??? Я даже прочитала биографию нескольких Пап.

Кажется это места для исповеди. Но не видела что там кто-то бы кого-то ждал. Список всех понтификов с 76 года. Не с 1976, а именно 76 н.э. Мы заметили, что некоторым не повезло и они правили меньше года.Если очень повезет, можно купить билеты в купол. Тогда откроется вот такой вид:А мы просто выходим на улицу.   Мы неспеша гуляли внутри, а когда вышли уже была ночь. И что самое удивительное, вход уже был закрыт. В 18 00 кажется собор закрыли! И очень много людей из очереди не попали внутрь. Вот как им не повезло. А мы даже не знали про 18 00 и не волновались. Назад решили ехать на метро. Слегка перепутали куда идти, но пришли к какой-то очередной достопримечательности случайно. Мне кажется в Риме, в центре, это не удивительно. Добирались дольше планируемого, зато открылись уже все рестораны.Зашли домой на минутку и сразу вышли ужинать. В этот раз хотелось сходить в какое-нибудь хорошее заведение. Выбрали недалеко от дома ресторанчик с средними отзывами 5 и 5 )) Заведение позиционирует себя как не самое бюджетное, но все вышло по норвежским меркам недорого и обалденно вкусно.У меня, например, лазанья с трюфелем. У Марата ребрышки. Пока дети купались я сходила к Колизею и сделала несколько вечерних фото на память.    Вот и еще один такой насыщенный и интересный день подошел к концу. Следующий день был последним в Риме и у нас не было никаких четких планов. До встречи «завтра».

Рим — День 3 (Музей Ватикана, Сикстинская капелла, Собор Святого Петра): 2 комментария

  1. 24-летний Микеланджело высек их мрамора скульптуру Пьеты, дева Мария оплакивает Христа. 24-летний? Невероятно! Это сделано руками такого юного молодого человека? Наверное, он учился ремеслу с младенчества! Такая серьезная и сложная работа!
    Сейчас уже такие шедевры не делают. Цивилизация пошла по другому пути.
    Триптих для алтаря прекрасен. А так славно, что детям рассказывали в таком ключе, почему это, почему то. Это не только для детей, но и для людей, которые раньше не видели и некогда было интересоваться этим.
    Музицирующие ангелы -какая прелесть, какие светлые и позитивные тона!
    «Мадонна ди Фолиньо» Рафаэля — написана в 1511-12 годах. 28-29 лет было Рафаэлю Санти. Не менее круто, чем Сикстинская мадонна. Его шедевры на века. Жаль, что умер таки молодым в 37 лет. Мы восхищаемся сейчас тому, что было сделано его талантом, его душой, его золотыми руками.
    San Girolamo Святой Иероним, незаконченная картина. У нее оказывается целая история. Она былв обрезана, распилена, но впоследствии найдена и собрана заново кардиналом Феш. Потом выкуплена для картинной галереи Ватикана.
    Такие милые и симпатичные Ангелы Бернини.
    Григорианско-Египетский музей хранит сокровища Египта. Из Египта столько всего вывезено! А, вообще в Египте что-то осталось, или все сокровища находятся в известных мировых музеях разных стран?
    Интересная история про мраморную группу «Лаокоон и его сыновья». Аполлон Бельведерский бог солнечного света, прекрасный юноша, красавчик! Что женские фигуры, что мужские прекрасны, и в наше время смотрятся так же, а прошло более тысячи лет. Гермес, Персей- идеальны и естественны. Наверное, человек произошел все-таки не от обезьяны.
    А вот и Ирочка около мандаринового дерева -тоже очень хороша!
    Бельведерский торс- фигура атлета, прекрасен реально. Прямо как живой, мускулатура, пластика. А может это Геракл? Жалко, что утеряны другие части тела.
    Вы шли по такому роскошному полу, смотрели роскошные потолки, роскошные скульптуры и росписи, это фантастично! Эмилия, дети на фоне этих сокровищ старины! И переходите из одного прекрасного зала в другой такой же прекрасный!
    Гобеленовские полотна для меня вообще непостижимы. Я не могу представить как такое можно выткать. Это не просто сложно, это невероятно, что такое могло быть вообще соткано.
    Музей географических карт! Да, и все это компас, звезды, руки?
    Фрески Рафаэля с его учениками, аж 4 комнаты! Величественность и красота!
    И, наконец, Сикстинская капелла! Архитекторы и художники сделали мировое сокровище! В этих фресках такая история! Это нужно читать и читать! Сотворение Адама, в котором он, получает божественную душу вложено какое-то таинство, как будто это происходит где-то далеко. Как же это было возможно все придумать, точно расписать, что бы миллионы людей любовались фресками тысячи лет. И это человеческий разум!
    Христос в «Страшном суде» в образе реального человека с фигурой атлета! Варфоломей с ножом в руке тоже с фигурой атлета! Конечно, напоминает Бельведерский торс.
    Доча с мамой – очень милая фотка! Доча хочет так же поставить ножку как мама. Представляю как вы устали, столько видеть и слышать, восторгаться и удивляться!
    Собор Святого Петра! Как все величественно. И сосны на холме реально красивые и так удачно вписываются в пейзаж! Самый огромный собор в мире! Какое же в нем великолепие! Какое убранство! Боже мой, и это все сделали мастера своего времени за 100лет! И вот на фоне и наше любимое семейство! Протопали и здесь своими ножками! Фотографии великолепные! И вечерние очень красивые! И хороший ужин! Всех люблю и обнимаю.

    • Спасибо, мамуля! Ты еще больше всего прочитала, чем я. Я же говорю — чем больше читаешь, тем больше всего узнаешь и сложно остановиться. Мне кажется работать искусствоведом это очень интересно. )))

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *