Мне кажется, что музей Ван Гога в Амстердаме знаменит не меньше квартала красных фонарей и кофешопов. В этом музее хранится самая крупная в мире коллекция картин и рисунков Винсента ван Гога, а также картины его друзей и современников – Поля Гогена, Клода Моне, Пабло Пикассо и др. Купить билеты в музей достаточно сложно. На даты нашей поездки обычных билетов не было даже у «перекупов». Остались только билеты с гидами на маленькие группы. Ну что ж, я решила, рискнем по полной. С детьми, в художественный музей, да еще и гидом – это мы точно еще не пробывали.
Могу сразу сказать, что опыт получился просто прекрасным. Маленькая группа – это группа в 6 человек. «Наших» было пятеро. Эмилия почему-то решила вести себя образцово-показательно, хорошо и играла в новую игрушку сама по себе, старшие мальчишки активно участвовали в экскурсии, хотя она не была предназначена для детей. Но нам очень повезло с девушкой гидом, студенткой какого-то университета, которая изучает живопись, которая очень увлекательно и просто обо всем рассказывала, задавала нам вопросы, спрашивала мнение. Даже Марат, которому «все пень» включился и был «пойман» на ее «крючок».
Музей открылся 2 июня 1973 года. Вот это стеклянное прямоугольное здание и есть музей.Утром мы выселились из отеля и оставили чемоданы в отеле. При выселении у нас спросили достались ли нам бесплатные игрушки для детей. Дети сказали, что не взяли их в первый день. Поэтому мы их взяли в последний. Эмилия выбрала мячик.Марат – жирафа на руку.Старший мальчик себя ребенком уже не считает и игрушку не выбирал. Хотя видели бы вы его кровать и его ночных мягких друзей )Ждем нашего гида. Делаем пару фото. Начало экскурсии в 12 00. Гид пришла в 11 56. Вообще не по норвежски ))) Мы даже начали волноваться. Сказала, что что-то с ее велосипедом случилось. Экскурсия занимала 1.5 часа. Практически всю экскурсию мы просто слушали и не фотографировали. Ниже только несколько фото с шедеврами, которые я сделала во время экскурсии. Так как ничего из биографии Ван Гога (1853 — 1890, нидерландский художник-постимпрессионист,) мы не знали (ну кроме того, что он отрезал себе ухо или того, что он нарисовал Подсолнухи), то весь рассказ был очень увлекательный. Мы спросили, а почему тут висит портрет такой же, как в Rijksmuseum и подлинник ли это. Гид ответила, что Винсент написал 35 автопортретов в разные годы жизни. И что и этот автопортрет, и тот, что висит в Rijksmuseum – подлинники на 100%.Винсент Ван Гог — Сад с влюбленными парами: Площадь Сент-Пьер, 1887 г.: Я, честно говоря, удивилась, увидев подсолнухи (на фото ниже). А какие тогда Подсолнухи облили томатным супом в Лондоне? Оказалось, что подсолнухов тоже было девять! Было 2 цикла. Первая серия тех, что он рисовал в Париже, лежащие на столе, 3 картины. Вторая серия была написана в Арле. Причем если я все правильно помню со слов гида, то написал он первые подсолнухи в Арле для своего друга Поля Гогена, когда его ждал в Арле. Еще помню, что гид рассказывала, что желтая краска была не дорогая и не считалась «благородной». Ну и то, что он вдохновлялся рукавом на вот этой картине, я уже писала.
Еще из особенностей этой картины – тонкая полосочка сверху. Это потому, что Винсент добавил горизонтальный кусочек холста, чтобы завершить композицию. Из шести подсолнухов второй серии одна картина (с бирюзовым фоном) находится в частной коллекции, другие, более нам привычные — в Токио, Мюнхене, Лондоне, США и вот эта на фото ниже — в Амстердаме. Одна картина была уничтожена во время Второй мировой войны.Понравилась ли картина Гогену? К сожалению, совершенно нет.
Спальня в Арле на фото ниже. Винсент написал свою съемную комнату в небольшом городе на юге Франции, Арле, где он жил после Парижа. Стены ярко голубые, хотя на самом деле они такими не были. А голубой пигмент был очень дорогим. И гид сказала, что Винсенту видимо в Арле очень нравилось.Вот наша группа со спины. Впереди в красном девушка гид, следом в белом – я, Тимур справа, и наш шестой участник группы – женщина откуда-то с латинской Америки с рюкзачком.Фото гида из ее профиля в What’s up.А это (на фото ниже) как изобразил Ван Гога его друг Поль Гоген. Понравился ли Винсенту его портрет? Нет )) Он себя видел совсем иначе и намного симпатичнее.Еще один автопортрет Ван Гога во время работы. Тут гид спросила про то, счастлив ли он? Уставший ли он? Дети подметили красные глаза и мешки под ними.Ну не могу не процитировать «на выставке ван гога я главный экспонат». Хотя Ленинград сейчас терпеть ненавижу..
Ниже последняя картина Ван Гога «Цветущие ветки миндаля», 1980 год. Он написал ее в подарок для брата Тео, у которого родился сын. Ребенка назвали Винсентом в честь дяди. По замыслу Винсента полотно должно было висеть над постелью супругов и символизировать начало новой жизни.На этой картине наша экскурсия закончилась. Я думаю, что совсем не интересно переписывать википедию или какие-то статьи из интернета. Но после экскурсии мы прошлись по залам еще раз, и в этот раз больше фотографировались, и я совсем немного расскажу о Ван Гоге еще раз. Очень хорошо и не долго описана биография Ван Гога в википедии. Наши «одухотворенные» историей Ван Гога лица после экскурсии. Музей небольшой, между 4 этажами музея, в районе лестницы, размещены огромные экраны, где меняется «экспозиция». Ваза с гладиолусами — Винсент Ван Гог: На фото ниже автопортрет Поля Гогена с портретом Эмиля Бернара (слева) и автопортрет Эмиля Бернара с портретом Поля Гогена (справа). Как все знают, Ван Гог мечтал создать колонию художников, где каждый будет творить, жить в арт-пространстве. Первыми в свою мечту голландец планировал позвать Эмиля Бернара и Поля Гогена, ну а пригласил пожить к себе второго.
До приезда Гогена к Винсенту в Арль Бернар начал игру в автопортреты. Цель игры – показать свое мастерство и удивить соперников. Бернар заодно решил добавить деталей – на заднем фоне изобразил Гогена. Так и появился «Автопортрет с портретом Поля Гогена». (на моем фото — справа)
Гоген с удовольствием принял участие, написал свой «Автопортрет с портретом Эмиля Бернара» (на моем фото — слева)и прислал картину Ван Гогу – передал челлендж. Да и лицо поля на картине как будто спрашивает – слабо повторить?
Ван Гог в своей работе «Автопортрет с обритой головой. Посвящается Полю Гогену» ответил достойно – он смог вывести точно такой же оттенок для фона, что и на портрете Бернара на автопортрете Гогена (голубой маленький портрет Бернара на фото слева). И показал на лице спокойствие и уверенность – приезжай ко мне, Гоген, будем творить вместе.«50 оттенков желтого» Винсента. Это я сфотографировала часть картины «Натюрморт с виноградом, грушами и лимонами» Ван Гога. Мой рассказ совершенно не структурированный и скачет от одного этапа творчества к другому. На фото ниже — жена Тео, брата Винсента Ван Гога, с мальчиком Винсентом на руках. Тео умер через полгода после брата, все картины унаследовала жена. И именно ей мир обязан популяризации Ван Гога, именно она смогла его прославить и удачно продать картины в разные музеи мира, чтобы прославить Винсента именно на весь мир. Ведь вроде как Ван Гог продал только 1 картину за всю свою жизнь. Материально его поддерживал и верил в него — брат Тео. Наверное, без краткой-краткой биографии все же не обойтись. Как же объяснить переход от ярких картин к «едокам картофеля»? Все потому, то все было в точности наоборот)) Просто я сфотографировала едоков картофеля в конце.
Итак, я кратко перепечатываю отличный обзор разных периодов творчества Ван Гога. Винсент Ван Гог родился в 1853 году в семье протестантского священника, окончил гимназию и даже несколько лет занимался продажей картин в фирме своего дяди, что собственно в конечном счете и побудило его стать художником.
Голландский период (1881-1885 год)
Винсент начинает свой пусть как художник только в 27 лет с обучения в Гааге у Антона Муаве. Художественный стиль, в котором творил Ван Гог, можно причислить к реализму. Первые его значимые работы из цикла «Головы крестьян» были выполнены в традиционных для Голландии мрачных землистых оттенках. Самая знаменитая из них «Едоки картофеля». Характерный признак этого периода-темные,землистые оттенки палитры и изображения крестьян их работы, быта и окружающего мира.
Ближе к 1885 году любимый брат Винсента Тео, уже довольно серьезно занимающийся арт-дилерством, имеющий хороший художественный вкус и чутье говорит Винсенту о том, что темная живопись-это пережиток прошлого и ему необходимо начать творить по-новому.
За вдохновением Ван Гог отправляется в Париж.
Парижский период (март 1886-ферваль 1888 года)
В Париже на тот момент варился самый настоящий богемный бульон из очень известных на сегодняшний момент художников, таких как Моне, Гоген, Сезан, Писсарро, Сислей и многих других.
В течении 1,5 лет под руководствам Фернана Кормона художник с неистовым упорством рисует с натуры и гипсов, пытаясь развить мастерство изображения фигур и движений. Поэтому серии изображений гипсовых слепков тоже принадлежат к этому периоду.
В то же время под влиянием творчества парижских художников палитра Ван Гога начинает светлеть, становится насыщенной и яркой. Исследуя техники импрессионизма и постимпрессионизма он пишет картины точками и открытыми мазками.
В этот же период он создает большую серию автопортретов, начиная с темных палитр голландской живописи и заканчивая светлыми, как будто полупрозрачными полотнами. Интересно то, что некоторые их этих автопортретов совсем маленькие 19х14 сантиметров.
Ниже на фото я и Ван Гог Парижского периода ))Арльский период (февраль 1888-май 1889)
Этот период считается самым плодотворным периодом в творчестве Ван Гога. Он окончательно освобождается от влияния парижской художественной среды и становится на поиски «иного цвета»
Именно в Арле появляется «тот самый Ван Гог». Именно здесь он снял свой желтый дом, именно здесь он написал свою знаменитую террасу ночного кафе, именно здесь произошла знаменитая стычка с Гогеном и история с отрезанным ухом.
Тут он нарисовал свою спальню с голубыми стенами и Подсолнухи.
Период Сен-Реми (май 1889-май 1890)
После истории с отрезанным ухом жители Арле начали писать петиции местным властям с требованием выселить из города «рыжего безумца» или поместить его в клинику, а сам Ван Гог, периодически страдающий из-за приступов душевного смятения из-за разрыва с другом Гогеном, давал им для этого предостаточно поводов.
8 мая 1889 года Ван Гог прибыл в психиатрическую лечебницу в Сен-Реми. Во время курса лечения художнику то становилось значительно лучше, то он снова скатывался в безумие. При этом он продолжал творить, ему выделили мастерскую и даже позволяли без присмотра выходить на улицу.
Самая знаменитая и самая тиражируемая в мире искусства картина «Звездная ночь» как раз была написана в период пребывания Ван Гога в психиатрической лечебнице. Картина с 1941 года хранится в Музее современного искусства в Нью-ЙоркеХарактерным признаком картин того периода является мазок, он постоянно закручивается и раскручивается в разных направлениях, тем самым делая картины подвижными и несколько психоделическими
Оверский период (май 1890-июль 1890)
В конце апреля 1890 года он решает покинуть Сен-Реми и едет сначала в Париж к брату Тео, познакомиться с его женой и сыном, а потом по настоянию брата селится в пригороде Париже, городке Овер для того чтобы продолжить лечение у своего доктора Поля Гаше.
20 мая Ван Гог приезжает в Овер.
Здесь он пишет еще несколько знаковых работ. Это портрет доктора Гаше, Пейзаж в Овере после дождя, Церковь в Овере и Пшеничное поле с воронами.Именно в Овере 27 июля 1890 года Винсент Ван Гог смертельно ранит себя из револьвера, а скончается только 29 июля.
Обстоятельства самоубийства до сих пор не выяснены, револьвер из которого стрелял в себя художник так и не был найден и, в целом, эта история очень сильно окутана тайнами и мифами.
Творческая биография Ван Гога насчитывает всего 10 лет и если посмотреть на работы можно понять, что это творчество предельной напряженности, фанатизма и самопожертвования.
Ну теперь еще несколько шедевров из музея. Это Агостина Сегатори в кафе «Тамбурин», парижский период.Солдат Зуав, написано в Арле. Джон Питер Рассел — портрет Ван Гога.Автопортрет Ван Гога, парижский период.А вот эти картины (на фото ниже) я особенно хотела увидеть. Все дело в том, что они располагаются по середине зала. И был вопрос про них в «Что? Где? Когда?». Сейчас загуглила и нашла, что это была игра из серии «Дети XXI века» 2019 года. Команда знатоков — как бы взрослые дети. А телезрители — опытные игроки клуба. В 8 раунде Ия Метревели (знаменитый игрок и художница) задала вопрос:
«У вас не кружится в голове. Перед вами картины Ван Гога «Голова женщины» и «Натюрморт с бутылками и глиняной посудой». Почему работники музея в знак уважения к Ван Гогу разместили их таким необычным образом?»
На фото ниже немного виден перевернутый натюрморт, если увеличить.
Скриншот с игры:Отвечал Денис Потехин: Он их писал в таком положении, холст был так ориентирован. Он хотел, чтобы зрители так смотрели.
Правильный ответ: Из-за нехватки холстов Ван Гог вынужден был иногда писать с двух сторон холста. В знак уважения к художнику работникам музея было важно разместить правильно его автопортреты, а с другой стороны «Голова девушки» и «Натюрморт» оказались перевёрнутыми. А я оказывается хорошо помню ту игру. И как в конце, при счете 5:5 им прямо нахально подсказали про баскетбольный мяч, показав его на запонках. Но все как бы не увидели подсказки. И вот сейчас когда я нашла этот вопрос, и обзор выпуска, в конце очень прям со скриншотами подсказка ) Эх, было время, 2019 счастливый год… еще и Что? Где? Когда? смотрели.В заключении напишу мои впечатления. Во-первых, очень горжусь нашими старшими детьми. Я прямо была в восторге, когда они та активно включились в экскурсию, отвечали на вопросы. Удивилась, как много они запомнили. Я поняла, что живой гид, небольшой тур – это просто прекрасно. Им 9 и 11 лет, вполне подходящий возраст, оказывается.
Во-вторых, в моей голове осталось действительно много интересной информации и прекрасных впечатлений. Так как я совершенно не разбираюсь в живописи, и из голландских художников знала только Ван Гога и Рембрандта, ну может, еще Брейгеля с его детальными картинами, мой кругозор значительно расширился. Еще было интересно вживую рассмотреть, что Ван Гог, например, использовал много краски, писал густым слоем. А Поль Гоген экономил и рисовал тонким слоем, иногда даже можно рассмотреть холст под краской. Что не удобно – в музеях картины находятся за стёклами и еще, что краски на многих шедеврах со временем темнеют и выцветают. Мы еще ходили в зал, где находились картины из частных коллекций. Там нельзя было фотографировать. Вот там краски на картинах были просто потрясающе яркими и хотелось зависнуть у некоторых картин подольше.
Мне кажется, через буквально пару лет искусственный интеллект научится писать картины «рукой» Ван Гога, детально изучив каждый мм его картин. И скопирует пару его шедевров яркими свежими красками.В отель за чемоданами было решено идти пешком, пересекая все те же 4 канала. Ведь музей Ван Гога находится прямо за Rijksmuseum. Мы пошли другими улицами. Одухотворенное настроение и усталость не располагало к шопингу. Прости, мама, опять я без платья. И вот когда мы почти пришли к отелю начался первый за 3 дня дождь! А нам говорили, что тут льет каждый день. Видимо, нам опять повезло с погодой.
Мы заседаем в традиционном голландском кафе на углу, прямо рядом с музеем Рембрандта и плотно обедаем. Что же мы бы делали без нашего фуд блогера? Хотя в этот день он заказал себе вообще не традиционный обед. А вот на этом фоне есть традиционные голландские горькие шарики, или Bitterballen — шарики из телятины, приготовленные во фритюре. А у Сергея виднеется рыба во фритюре.В аэропорт мы едем, к сожалению, на такси. Так как льет дождь и мы не хотим вымокнуть в пешой 20-ти минутной прогулке с чемоданами до вокзала.
Никогда не видела такого пустого аэропорта в Амстердаме. На часах около 8 вечера. Папа и доча ждут самолет.
Vinterferie подошли к концу. Впереди нас ждал еще новый год. 2го января мы уже вышли на работу, а потом совсем разболелся Марат, а потом соревнования….. наши будти опять закрутили нас в обычный водоворот. Как здорово, что нам удалось совершить это прекрасное маленькое путешествие в Амстердам! С этих пор он перестал быть просто Бобруйском.
Этот день мне показался самым интересным. Поход в музей с хорошим гидом получился очень увлекательным. Не просто смотришь на картины, а еще и узнаешь историю создания, период создания. Узнаешь, почему преобладали такие ли иные краски. Мне было очень интересно читать еще и потому, что совсем мало знаю о живописи и художниках. Рассказ написан очень увлекательно и познавательно. Чувствуется, что ты получила яркое впечатление и истинное вдохновение после посещения этого музея. Я просто не отрываясь читала, мне было все интересно. Я рассматривала картины совершенно по-другому, получая для себя столько новой информации. «Звездная ночь» -очень яркая, колоритная. Техника мазками в разных направлениях, как бы закрученными в спирали, какой-то водоворот в космосе.
Очень рада за мальчиков, они побывали в мире художников.
И еще отмечу: как много зависит от умных женщин в жизни мужчин практически во всех сферах. Ключевую роль в продвижении известности Ван Гога сыграла жена младшего брата Тео. Она издавала переписку братьев, переводила на разные языки, выставляла картины на выставках, продавала их музеям. Сделала преданного живописи Ван Гога действительно известным.
А история Гала и Дали? Гала вдохновляла, направляла и сделала бесценное открытие для всего мира -Дали.
Рассказ великолепный, мне очень понравился. Спасибо!
Спасибо!
Интересный день еще потому, что музей не такой огромный и не так много что смотрели. Гид вела от картины к картине, она рассказала еще больше, чем я написала. Ранние картины Ван Гога вообще на его поздние совсем не похожи. Они такие «классические».
А про женщин – о, да! Список можно продолжить – жена Маркеса, который написал «Сто лет одиночества», жена Феллини, жена Толстого, Крупская )), жена Эйнштейна (но ее вклад как бы не доказан)…и многие другие.