«– Сэры! – сказал он наконец. – Мы должны заехать в Секвойя-парк. Это тут недалеко. У города Делано надо будет свернуть направо. Крюк небольшой – миль шестьдесят, не больше. Заедем на пять минут, а потом снова на дорогу, и прямо в Сан-Франциско. Нет, сэры, не говорите мне ничего. Будет просто глупо не заехать в Секвойя-парк. Нет, правда, мы должны быть настоящими путешественниками.» — отрывок из книги «Одноэтажная Америка» Ильи Ильфа, Евгения Петрова.
Прежде чем описать лес, я не могу не написать хотя бы пару слов о нашей дороге из Сан-Франциско к секвойям. Ну, во-первых, я не Ильф и Петров, целую книгу о своем путешествии издать не могу. Да ее еще и никто не прочитает. Сейчас время коротких текстов. А во-вторых, я собиралась писать только 5 постов. Поэтому про силиконовую (кремнеевую) долину только в 2-х словах.
Примерно в 30-45 минутах езды от Сан-Франциско находится Стэнфордский университет — частный исследовательский университет, один из самых авторитетных и рейтинговых в США и в мире. Его закончил Сергей Брин (основатель гугла), Питер Тиль (система PayPal) и многие другие знаменитые ученые, бизнесмены, политические деятели, нобелевские лауреаты. Мы были искренне поражены, во-первых, природой вокруг университета, огромным паркам с эвкалиптами, прогулочными маршрутами. А также и самим университетом, шикарными кампусами, садами вокруг них. Посмотрите просто на подъезд к университету..Сюда и экскурсии водят.Рядом находится Homestead High School в Купертино, ее закончил Стив Джобс. Там же учился Возняк.
Если проехать от Стэнфорда минут 15-20 – можно попасть в Google. Еще минут 20-ть — «донат» Apple, рядом находятся офисы PayPal, HP, Intel, Adobe, Cisco и многие многие другие компании. Как правило, у каждой компании есть какой-то Visitor Center. Мы съездили в Google и Apple.
У меня у самой телефон самсунг, андроид, я не из «яблочной» тусовки, но пусть простят меня работники славной компании Google, но с территорией гугла нужно что-то делать. Какая-то стройка кругом, парковки какие-то немытые. Места отдыха скучные и неинтересные. Из всех развлечений нашли только велики, на которых сотрудникам полагается ехать от парковки до офисов. Хотите честно? Даже SAP выглядит круче. Может виной всему ковид, и тому, что все переехали в домашние офисы. Visitor Center вполне приятный, кафе хорошее, выпечка вкусная. Там мы подкрепились немного. Visitor Center Apple – наоборот поражает своей красотой. Тут тебе и оливковые деревья в ряд, и огромный магазин с Apple устройствами, и всякие интерактивные штуки. И живая презентация какая-то шла, и очки виртуальной реальности можно примерить. Спуск к туалетам – это вообще отдельная песня. Но очень символично поломалась система оплаты в кассе в кафе. Поэтому кофе мы там купить не смогли. Все как в жизни, в общем. «Донат» можно рассмотреть только так, как на фото выше. Из центра его не видно. Фото ниже из википедии.Кусочек этого здания был виден с трассы, но, вообще здание скрыто деревьями. Потом мы еще часа 2-3 ехали вдоль бескрайних полей с мандаринами, апельсинами, коровами, нефтяными вышками, солнечными батареями, оливковыми деревьями. Все-таки не зря Калифорния самый богатый штат. Она прокормит полмира. Наш дом недалеко от парка был лучшей остановкой за все путешествие. А еще и самой недорогой. А теперь о деревьях. Перед поездкой необходимо обязательно проверить открыты ли дороги в парке, потому что сезон начинается только в мае. Я часто проверяла дорогу, и она была то закрыта, то открыта. Дороги нужно проверять на сайте парка.
Мы собирались возможно сделать вот такое колечко. Точка внизу — это наш дом.Была цель — хотя бы доехать до дерева “Генерал Шерман”. Перед вылетом в Америку я проверяла сайт и дорога была закрыта из-за шторма.
Выехали с утра. До парка мы доехали быстро, а вот на въезде попали в небольшую пробку. Въезд в парк платный, но цена не слишком высокая – 30 долларов на 7 дней (ну или на 1 ))). Веселые рейнджеры в шляпах опрашивали каждый автомобиль на предмет цепей. Я очень редко вру. Но тут на вопрос «есть ли у нас цепи» мы ответили утвердительно. Никто не проверил. Нам очень не хотелось разворачиваться и опять становится в конец очереди, купив при этом в магазине на парковке цепи. Тем более термометр показывал +16…какие цепи! Да и не умеем мы их ставить. Но, мы не просто так обманули. Резина у нас была всесезонная – это раз. Машина полноприводная – это два (мы специально такую сняли для этого парка). И режим езды по грязи, снегу и прочему также присутствовал. А еще мы не собирались подыматься выше дерева генерала Шермана. Мы решили на сколько можно будет – на столько и проедем. Хоть бы одно деревце увидеть.
Въездов в парк несколько, мы въезжали со стороны этой скучной достопримечательности, что на фото ниже. Есть еще другой въезд, где поваленная секвойя с дыркой для проезда машин. Она часто встречается на фото. И опять цитирую Ильфа и Петрова…Кстати, напоминаю, что действие книги происходило почти 100 лет назад. В 20-х годах 20го века )
– Где же секвойи? – тоскливо спрашивали мы.
– Нет, не говорите мне – «где секвойи?» – довольно растерянно отвечал мистер Адамс. – Секвойи скоро будут,
– Но уже время обеда, – заметила миссис Адамс, поглядев на часы и одновременно с этим проделывая новый головокружительный поворот.
– Нет, Бекки, серьезно, нельзя так рассуждать – «уже время обеда!». Нет, правда, мне больно слушать, когда ты так рассуждаешь.
– Мы думали, что заедем на пять минут, а уже прошло часа четыре.
Но вот показалась входная будочка национального парка, и мы, облегченно вздохнув, отдали по доллару. Однако прошло еще около часа пути, прежде чем мы увидели первую секвойю.
– Смотрите, смотрите! – крикнула миссис Адамс, останавливая автомобиль.
Сперва мы ничего не могли заметить. Вровень с дорогой неподвижно стоял целый лес хвойных вершин, стволы которых росли из склонов под нашими ногами. Но одна вершина, смешавшись с прочими, чем-то отличалась от них. Приглядевшись, мы заметили, что ее хвоя темнее и имеет несколько другую форму. Мы осторожно посмотрели вниз. В то время как стволы других деревьев оканчивались совсем близко, косо врастая в склоны, – этот ствол, толстый, как башня, шел прямо в бездну, и невозможно было проследить, где он начинается.
– Ну, что вы скажете, сэры! – ликовал мистер Адамс. – Вы, кажется, спрашивали, где секвойи?
– Смотрите, смотрите! – снова крикнула миссис Адамс.
На этот раз пришлось посмотреть не вниз, а вверх. Рядом с нами подымался из земли ствол другого гигантского дерева. Не удивительно, что мы не сразу его заметили. Он был слишком велик, слишком ненормален среди обычных стволов окружавших его елей и сосен, чтобы глаз, воспитанный на естественной разнице между маленьким и большим, мог бы сразу отметить этот феномен.
Мы медленно поехали дальше, от дерева к дереву. Оказалось, что первые два, перед которыми мы остановились в изумлении, были самыми маленькими экземплярами. Теперь мы ехали по древнему сумрачному лесу, фантастическому лесу, где слово «человек» перестает звучать гордо, а гордо звучит лишь одно слово – «дерево». Секвойи, принадлежащие, по мирному выражению ученых, «к семейству хвойных», растут по соседству с обыкновенными елями и соснами и поражают человека так, будто он увидел среди кур и поросят живого птеродактиля или мамонта.
Самому большому дереву четыре тысячи лет. Называется оно «Генерал Шерман». Американцы – люди чрезвычайно практичные. Возле «Шермана» висит табличка, где с величайшей точностью сообщается, что из одного этого дерева можно построить сорок домов, по пяти комнат в каждом доме, и что если это дерево положить рядом с поездом «Юнион Пасифик», то оно окажется длиннее поезда. А глядя на дерево, на весь этот прозрачный и темный лес, не хотелось думать о пятикомнатных квартирах и поездах «Юнион Пасифик». Хотелось мечтательно произносить слова Пастернака: «В лесу клубился кафедральный мрак» – и стараться как можно спокойней представить себе, что это «семейство хвойных» мирно росло, когда на свете не было не только Колумба, но и Цезаря, и Александра Македонского, и даже египетского царя Тутанхаммона.
Вот как то так…Только приврали немного Ильф и Петров. Генерал Шерману около 2300—2700 лет, просто из-за удачного расположения это дерево вымахало до таких размеров, став самым большим в мире по объему древесины. А 3000, и даже 4000 летние деревья также существуют.
Ну а теперь наши фото и впечатления. После таблички «вы въезжаете в гиганский лес» появляются гиганские огромные стволы, уходящие куда-то в небеса. До этих огромных стволов было несколько табличек ЦЕПИ! ДАЛЬШЕ ВЪЕЗД ТОЛЬКО НА ЦЕПЯХ!!! Но все машины ехали без цепей, как и наша. Дорога была — просто мокрый асфальт, температура — плюсовая.
Видите для сравнения маленькую машину на фото ниже?Это было что-то невероятное. Или из-за того, что моя мечта наконец сбылась, и мы были наконец тут, в этом парке, либо от вида этих живых гигантов, у меня полились слезы. Это точно того стоит…и 11 часов перелета, и дорога на машине…Это место — уникально, такого больше нигде нет. Деревья потрясающие.Мы хотели остановиться несколько раз, но сперва хотели убедиться, что увидим именно Генерала Шермана и поэтому продолжали медленно по серпантину подниматься вверх.
Мы доехали. Хотелось танцевать от счастья. Что хорошо в Америке, что тут не нужно идти 2 часа сквозь обрывы к какому-то знаковому месту. Рядом с деревом тебе и парковка, и туалет, и столики. Не смотрите на наши кеды – у нас просто не было места на зимнюю обувь в чемодане. Было не холодно, мы одели теплые носки. А под штанами у нас лыжное термобелье, оно много места не занимало. Так что мы не так уже и плохо подготовлены. Не больше пары минут и мы у Генерала Шермана. Эти огромные деревья – это не просто секвойи, а экземпляры секвойядендрона гигантского (Sequoiadendron giganteum). Секвойи встречаются и в других местах на Земле, но именно такие, гигантские, растут только здесь. Они именно самые большие, не самые высокие. Тут все сошлось — и близость к океану, и горы, и теплый климат…Чуть позже в парке мы зашли в небольшой музей и научились отличать гигантские секвойи, от redwoods и сравнивать их с cосной (Sugar Pine).
Фото ниже отсюда. У гигантской секвойи толстый ствол и ветки и крона очень пушистая именное на верхушке. А redwoods больше похожи на елки, верхушка более лысая, ствол тонкий. Они выше, но значительно уже. Гиганская секвойя и redwood (красное дерево или обычная секвойя) деревья на фото по центру, справа от них — Sugar Pine (сосна) и статуя свободы. Слева- кипарис, если я ничего не путаю, еще там слоны друг на друге и шатл. 3-х летняя Эмилия и 2700-летнее дерево. Чтобы сделать фото пришлось чуть-чуть постоять в очереди. Но она проходит весело. Все с удовольствием дуг друга фотографируют, предложат сфотографировать вас на ваш фотоаппарат, телефон, в разном ракурсе и с разным приближением. Никто никого не торопит. Как всегда, народ с удовольствием начинаем болтать обо всем и ни о чем, расспрашивать тебя, незнакомца. Например, одна женщина сказала мне: Какие классные у тебя штаны? Что это за марка? Какие крутые, тоже себе такие закажу. Я ей – это Norrona. Она – как это пишется. А тут Серега подходит и у него на крутке – Norrona. Аа, вот как! Откуда вы? А куда едете? А где были? А мы вот оттуда-то, едем туда-то, а вот с нами ее мальчик француз…))) Ниже я в крутых штанах ))))Тимур не боялся забираться через снег к гигантским секвойям поближе. Летом подойти к деревьям, конечно, попроще. Но, мне кажется, зимний вид не менее эффектный. Тем более воздух был теплым, даже солнце проглядывало, иногда рядом или прямо на голову падал не маленький такой снежок. На фото ниже найдите Тимура:Вот он: Отсюда: Что интересно, Sequoiadendron giganteum занимают узкую часть суши длиной около 750 километров и шириной от 5 до 47. Обычно эти деревья растут в горных районах — подойти к местам их обитания лесорубам очень сложно, а вывезти срубленные деревья еще сложнее, что позволило этим гигантам сохраниться на Земле до сих пор.
Благоприятный влажный климат и низкая растительная конкуренция, связанная с дефицитом питательных веществ, позволили секвойям закрепиться в своем регионе и процветать там. На фото выше читала про то, как полезны пожары для секвой. Далее цитаты отсюда. Секвойи не горят (иногда не горят, дополнила бы я). Кора секвойи очень толстая, местами — до 30 сантиметров. И она обладает одним необычным свойством: при соприкосновении с огнём она обугливается и превращается в тепловую защиту. Более, того, пожар им жизненно необходим для размножения. В конце 19, начале 20 века люди предотвращали естественные пожары в рощах секвой и за это время не проросло ни одного нового семечка! А всё дело в том, что, падая, на толстую подушку из хвои, семена не достигают грунта и не могут прорасти. А когда пожар выжигает опавшую листву и хвою, а также прорежает лес, уничтожая подлесок и небольшие деревья, семена секвойи беспрепятственно достигают почвы и имеют больше ресурсов (света и воды) для прорастания и выживания. А взрослые секвойи после пожаров активнее растут, потому что имеют больше доступа к питательным веществам после уничтожения конкурентов. Кроме того, секвойи лечат свои ожоги и новая кора наплывает сверху и закрывает их! Так как в Калифорнии засуха и в последние годы было много пожаров, то встречается много обугленных деревьев. Ещё одной особенностью секвой является то, что химические вещества, присутствующие в самой древесине, делают её несъедобной или даже ядовитой для обычных вредителей, таких, как жучки, короеды, термиты и муравьи. Секвойя также очень устойчива к гнили, связанной с влажностью. Поэтому упавшие деревья лежат целиком сотнями лет. Наше семейсто у деревьев-близнецов. Я добавила много фото, пытаясь передать как-то наши впечатления и размер этих гигантов. Надеюсь, хоть немного получилось.Изначально мы планировали ехать дальше, до второго после Шермана величине дерева – Генерала Гранта. И рядом – в General Grant Grove. Примерно так выглядел бы наш путь. А потом вниз к дому. Но дорога – это горный серпантин, стал опускаться туман, на дороге мог бы оказаться лед, мы могли переваливать через чуть более высокие точки (Генерал Шерман находится на высоте 2,109 метров над уровнем моря, Генерал Грант – 2000м, но по дороге могли бы быть какие-то узкие отвесные участки). Мы не рискнули без цепей. Тем более и по времени это заняло бы еще пару часов.
Кстати, в книге Ильф и Петров, решают ехать именно так, «по колечку», только Генерала Гранта они уже не увидели из-за темноты, и их форд благородного мышиного цвета чуть не сорвался в пропасть, потеряв цепь на одном из колес. Как-нибудь, мы приедем сюда летом, во тогда может заедем в парк даже на пару дней. Мы решаем ехать назад по той же дороге, теперь уже спокойно останавливаясь на всех участках дороги, что там нравились Решаем сходить в музей. Вот он виднеется за деревьями. Знакомая картинка)) Рядом с музеем еще одно знаменитое дерево — Sentinel (Страж). Если в горах непогода, до доехать можно хотя бы до него, а дальше дорога будет закрыта. Последствия пожаров. Я цитировала выше, что пожары нужны секвойям. В то же самое время еще одна цитата: сезоны пожаров 2020 и 2021 годов стали тревожным сигналом: пламя убило от 13 до 19 процентов всех гигантских секвой диаметром более 4 футов, а многие деревья были намного крупнее. До того, как пожар уничтожил гигантское дерево короля Артура в национальном парке Секвойя, оно было восьмым по величине в мире.Зрелище устрашающее. Летом парк могут закрыть из-за пожаров. Спескаемся ниже и ниже, из зимы перемещаемся в лето. Вот такие удивительные, самые древние живые организмы на планете. Напоследок вставлю еще пару фото, сделанные на телефон Тимура. Продолжение следует.
Стэнфордский университет очень хорошо и красиво обустроен. Пальмы, лужайки, кампус, все дорого, шикарно. И бомжей нет!
Visitor Center Apple все аккуратно, чисто и, главное, увлекает и больших и маленьких.
Бескрайние поля с апельсинами, мандаринами… реально впечатляют, я их видела на других фото.
Ваш домик очень уютный. Узнаю Икеа мебель.
Гигантские секвойи поражают воображение. Люди, как маленькие лилипутики, по сравнению с ними. Видимо, погодные условия, либо вообще общее состояние природы на земле в момент их рождения были совершенно другими. General Sherman командует парадом секвой. КРУТО! Тимур затерялся на фоне секвойи.
А на фото ближе к концу Тимур рядом с секвойей, с которой сползла кора. А один кусок остался и смотрится так, как будто какой-то зверь сидит на стволе. Лес великанов. Динозавры были малютками по сравнению с ними.
Вокруг университета также красота. Мы ехали не по супер оживленным трассам из университета в гугл, проезжая красивые тенистые улицы, с красивыми домиками, зелеными лужайками, «как в кино».
В домике мне не показалось что много икеи. Зато вся техника огромная — это сразубросается в глаза. Холодильник, плита, микроволновка, стиралки…
По поводу секвой — они теплолюбивые, как кипарисы. А тут как бы горы, но как бы Калифорния и тепло, и океан бризом обдувает, и земли для корней достаточно видимо. Все сошлось.
Нет слов Божественно Я тоже бы разрыдась
Да, это что-то из разряда увидеть живого динозавра )))